Сергей Мирьян - эксперт в области управления закупками, Международные и локальные проекты.

KLS: Сергей, являясь ведущим экспертом в области закупок, поделитесь, пожалуйста, какие основные стратегии управления закупками Вы применяете? От чего зависит выбор данных стратегий?
СМ: За более 10-летний опыт работы в закупках я вывел для себя основную и, думаю, единственно правильную стратегию управления закупками, которая позволяет достигать действительно высоких результатов и мотивировать команду. 
Эта стратегия проста и основана на том, что закупки должны быть тесно связаны с основными бизнес приоритетами компании и с оглядкой на внешнюю конъюктуру рынка. 
Ведь основная миссия закупок сводить к общему знаменателю внутренние потребности с внешними возможностями. Поэтому понимание целей, приоритетов и проблем компании и обстановку на рынке позволяет выстроить самый эффективный процесс закупок и достигать тех результатов, которые помогают бизнесу развиваться.

KLS: Как так получилось, что Вы выбрали для себя направление развития именно закупки? С чем связан такой выбор?
СМ: Это распространённая комбинация случая и личного стремления развиваться в области коммерческих переговоров. Работая еще стажером на производстве инженером проектов, я часто сталкивался с поставщиками оборудования и для себя осознал, что переговоры и поиски новых решений мне нравятся больше чем моя специальность. И как раз в тот момент было вакантно место производственного закупщика, куда я успешно прошел конкурс. И ни разу еще не пожалел об этом. Работа с самыми разнообразными отделами компании и поставщиками каждый день расширяют мои горизонты. 
10 лет назад, на производстве, я и подумать не мог, что буду понимать, как работает рынок перевозок в странах Ближнего Востока.

KLS: Какой проект в сфере закупок был для Вас самым сложным? Какой опыт он Вам дал?
СМ: Таких проектов было достаточно и обычно трудности вызваны большим количеством вовлеченных сторон. Одним из таких был проект строительства дистрибуционного склада. 
Во-первых, этот проект был масштабным сам по себе, во-вторых, было вовлечено огромное количество людей из различных департаментов и более 10 поставщиков. Самый главный урок, который я вынес для себя – коммуникация – это основа успешной работы или успешного завершения проекта. 
Если не выстроен план коммуникации в самом начале, в конце будет очевидно, что каждый работает как «лебедь, рак и щука». О каком результате тогда можно говорить?

KLS: Как нужно развивать своих поставщиков? Как выбирать лучших? Когда отказываться от привычных поставщиков?
СМ: Работа поставщиками заслуживает отдельной книги, но я постараюсь изложить основные свои принципы. Первый, поставщик должен быть партнером, если это не одноразовая закупка. 
И как и цели закупок, так и цели поставщика должны коррелировать с целями вашей компании. Если они готовы вместе с вами расти, переживать падения, делить риски и нести ответственность – это ваш идеальный выбор. Конечно же, находясь в рамках рыночных условий. Второе, всегда необходимо сверять свои позиции с рынком, даже если ваш текущий поставщик вас полностью устраивает. 
В наше время изменения происходят молниеносно и не факт, что ваш поставщик успевает за этими изменениями. Поэтому такая задача стоит именно перед закупками.
Что касается отказа от поставщика, здесь нет однозначного ответа. Но очевидно одно, если нет понимания, что ожидается от поставщика, если есть систематические нарушения договоренностей либо ваш анализ рынка показывает, что поставщик отстал и не желает оптимизировать свое ценообразование, это четкий сигнал для изменений. 
Конечно же, необходимо всегда взвешивать и риски, которые несет за собой смена ключевых поставщиков – качество продукта или сервиса.

KLS: Что бы Вы посоветовали своим начинающим коллегам в сфере закупок? Что изучать, на что обращать внимание?
СМ: К сожалению, в Украине специальность закупок появилась лишь около 20 лет назад и до сих пор в высших школах нет такой специальности. В то время в Европе специальность закупок изучают в колледжах и университетах, существуют ассоциации закупщиков и сертификационные программы. 
Поэтому мой совет начинающим закупщикам, начните с изучения западных практик, изучения материалов на профильных сайтах. И по мере развития как закупщика, по моему мнению, необходимо выбрать одну категорию закупок, будь то логистика или закупка молока, и развиваться уже в этом направлении. 
В будущем будет очень востребованы закупщики-эксперты в одной области, и не исключено в узкопрофильной области.

KLS: Есть ли у Вас увлечения связанные с логистикой? Получалось ли у Вас применять геймификацию в сфере обучения или проведения стратегических сессий? 
СМ: Драйва, с которым я сталкиваюсь в ежедневной работе с логистикой мне уже достаточно, чтобы не придумывать дополнительные. 
Задач и вызовов, которые преподносит нам реальность, как экономическая, так и политическая, трубно найти в каких-либо кейсах или играх.
Что касается геймификации, то считаю, что работа над рольными кейсами – самый лучший тренажер для логиста и для закупщика. Поэтому, если применяю данный инструмент, то именно этот.

Спасибо, Сергей!

Команда KLS

 

На данном изображении может находиться: 1 человек, улыбается, часть тела крупным планом